Решение ООН приурочено к 400−й годовщине первого «вооруженного взгляда» на небо – это сделал Галилео Галилей, который соорудил телескоп с трехкратным увеличением. Человечество получило более острое зрение, и открытия посыпались сразу же. Спутники Юпитера, пятна на Солнце (хотя их видели и до Галилея), фазы Венеры, разделение Млечного Пути на звезды… Сейчас человечество находится примерно в такой же ситуации: последние десятилетия качественно улучшили земное зрение и телескопы вышли в космос, причем наблюдают небо во всех диапазонах – от радиоволн до жесткого гамма-излучения. Поэтому из всех «традиционных наук» астрономия, пожалуй, переживает наиболее бурный прирост фактического материала.
За последние десятилетия открыты и другие планетные системы, и промежуточное звено между звездами и планетами — бурые карлики. Судя по всему, окончательно подтвердилось и существование черных дыр, как обыкновенных так и сверхмассивных, в центрах галактик. Подтвердилось и наличие темной материи и темной энергии во Вселенной, хотя эта тема, пожалуй, наиболее темное дело в современной астрономии.
Огромный массив данных накоплен и по Солнечной системе. С Марсом постоянно работает несколько миссий, подробно изучаются Луна, Венера и Меркурий, работа Cassini в системе Сатурна вообще заслуживает отдельной строки в истории астрономии, равно как и миссии Galileo в системе Юпитера. Нет пока специальных миссий около Урана и Нептуна, но зато летит к Плутону и поясу Койпера New Horizons. Правда, пока он летит, Плутон вывели из числа планет, но это уже дело десятое. Недалек тот час, точнее год, когда спускаемый аппарат впервые сядет на поверхность кометы, а другой зонд поработает в непосредственной близости от крупнейших астероидов. И эти миссии (Rosetta и Dawn) уже в пути.
Официальная церемония открытия IYA-2009 пройдет в Париже 15—16 октября, но разнообразные мероприятия будут проводиться весь год. 1 января уже вышел специальный тематический выпуск Nature. По слухам (хотя, подчеркнем, это лишь слухи), даже Жан-Мишель Жарр собирается дать концерт в стометровой чаше крупнейшего радиотелескопа «Аресибо».
Мне как фонаду темы приятно.